Проблема задержки поставок, увы, нередкость. Большинство предпринимателей, работающих с Китаем, могут подтвердить данный факт. И для того, чтобы в подобной ситуации найти наиболее оптимальное решение и выйти из нее с наименьшими потерями, следует разобраться с возможными причинами и способами их решения. Причин задержки поставок может быть несколько:
- нарушение сроков отгрузки по вине отправителя;
- задержка отгрузки по вине агента или линии.
Для того чтобы оградить себя от проблем, связанных с несоблюдением сроков и условий контракта, необходимо заранее детально оговаривать с китайским поставщиком всю информацию, касающуюся условий отгрузки, включая даты и размер неустойки в случае невыполнения условий. При этом все договоренности должны быть зафиксированы в письменном виде. Не помешает также наличие письменного подтверждения от менеджера компании-поставщика о согласии с указанными сроками отгрузки. И, вообще, данные детали контракта следует оговаривать не один раз, настойчивость в данном случае абсолютно не будет лишней.
Если вы располагаете достоверной информацией о том, что отправка груза будет задержана по вине поставщика, необходимо немедленно начинать переговоры. Следует отметить, что все переговоры надо вести только с лицами, уполномоченными принимать решения, переговоры с продавцом – это бесперспективное сотрясание воздуха. Проблема должна быть зафиксирована и, если не удастся договориться об ускорении производства, чтобы уложиться в оговоренные сроки, следует вводить меры по компенсации согласно контракту. Не следует также отказываться от помощи квалифицированного юриста. Это позволит эффективно использовать для решения проблемы все законные рычаги. Но сразу хотелось бы заметить, что это возможно лишь в случае легального ведения бизнеса, а также при наличии верно и своевременно оформленных документов.
Но, зачастую, контейнерные перевозки из Китая связаны с ситуациями, в которых отправитель утверждает, что сроки полностью соблюдаются, и груз будет отправлен вовремя, но, тем не менее, отгрузка почему-то не происходит. В таких неоднозначных ситуациях отправитель склонен перекладывать ответственность на агента, мотивируя тем, что не был вовремя подан контейнер, агент своевременно не позвонил, из-за него не пройдены таможенные формальности и т.д. Агент же при этом озвучивает вещи прямо противоположные: груз не готов, отправитель не может затарить контейнер, отправитель не подтвердил подачу контейнера и поэтому тот не был подан и др. Для того чтобы разобраться в данном споре, достаточно найти того, кому это выгодно. Интереса линии в задержке с отправкой нет ни малейшего, поскольку она не несет перед клиентом ответственности за сроки доставки, что четко указано на обратной стороне коносамента.
При задержке груза единственная сторона, которой это может быть интересно – это сам отправитель. Из практики, 99% случаев задержки отгрузки происходят по вине именно отправителя, и всего 1% происходит из-за агента или проблем линии. Причины задержек по вине линии – это:
- отсутствие порожних контейнеров;
- отсутствие свободного места на кораблях.
Такие случаи исключать нельзя. Они бывают, но крайне редко. Дело в том, что зачастую китайцы разными способами стараются навязать свою логистическую компанию. Естественно, за причитающийся откат. В случае если клиент соглашается, по прибытию груза в Финляндию его может ожидать множество не самых приятных сюрпризов в виде дополнительных финансовых затрат.
При работе с китайскими поставщиками следует понимать, что при недостатке настойчивости, а тем более, если ваш заказ, по мнению поставщика, недостаточно велик, о нем попросту могут забыть. Вот такие реалии, в Китае без определенного стимула ваш заказ никто специально не будет отслеживать. Поэтому, либо надо влиться в общепринятую систему откатов, либо взять контроль в собственные руки.
Как вариант, чтобы не сильно пострадать в результате возможных задержек, можно заранее, еще на начальной стадии подписания контракта, спланировать отсрочку отгрузки из-за непредвиденных обстоятельств. Т.е. к срокам, оговоренным с поставщиком добавить несколько недель на случай форс-мажора. Поставщику об этом знать необязательно. Но для того, чтобы избежать вышеуказанных проблем, лучше для контроля процесса производства и отгрузки воспользоваться услугами специальной компании, имеющей достаточный опыт решения данных вопросов.