Книжку МДП выдает национальная ассоциация, уполномоченная таможенными властями. Данный документ включает титульный лист, нескольких отрывных листов и корешков. Его необходимо заполнять для каждой перевозки. Заполнение TIR Carnet – обязанность перевозчика. На каждую страну, где действует система МДП, необходимо по два отрывных листа и корешка книжки МДП. Входная таможня транзитного государства проверяет таможенные печати и изымает из книжки МДП один отрывной лист. Аналогичная операция проводится и на выходной таможне. Окончательный контроль транзитной перевозки грузов осуществляется путем сравнения изъятых листов книжки МДП. Срок действия данного документа не превышает 60 дней. В TIR Carnet вносятся сведения о грузе вместе с его описанием и о таможенных наложениях. Если пломбы на контейнере или груз получили повреждения, заполняется протокол о происшествии, который также входит в книжку МДП.
Рассмотрим более подробно процедуру заполнения TIR Carnet на примере доставки груза автомобильным транспортом из Финляндии в Россию.
На титульном листе необходимо указать следующие данные:
- сроки действия TIR Carnet, которые считаются со дня, следующего после его выдачи;
- название ассоциации, которая его выдала;
- наименование держателя TIR Carnet с указанием личного идентификационного номера, адреса и страны;
- подписи ответственных лиц;
- страна загрузки;
- страна окончательного места доставки, где будет произведено закрытие данного TIR;
- регистрационный номер машины и всех прицепов;
- свидетельство о допуске машины (следует указать номер и дату окончания действия), при этом данный документ должен быть действителен на протяжении всей перевозки МДП;
- номер контейнера;
- оговорки (перевозка негабаритных и прочих грузов);
- подпись держателя TIR.
Для выдачи TIR Carnet требуется заполнение первых пяти пунктов. Начиная с 6-го пункта, данные вносит водитель перед фактической загрузкой на конкретную перевозку.
Первый лист книжки МДП носит название желтого внетаможенного грузового манифеста. Он не включен в общее количество листов, и отрывать его также не следует. Все данные, которые содержит желтый лист, через копирку дублируют на остальные листы TIR Carnet.
При заполнении внетаможенного манифеста необходимо учитывать следующие моменты.
- Пункт № 2 должен содержать наименование таможни отправления.
- Пункт № 4 предназначен для подробной информации о держателе, включая его идентификационный номер. Если в процессе перевозки производится доставка грузов из Финляндии в СПб, финская таможня требует, чтобы в данном пункте фигурировал номер EORI.
- При заполнении пункта № 8, согласно новым правилам таможни Финляндии, указываются только те документы, которые реально прилагаются (прикрепляются) к книжке МДП и заверяются печатью таможни.
- В пункте № 9 необходимо указать все грузовые отделения и их идентификационные номера.
- В пункте № 10 производится перечисление товара, который содержится в контейнере. При описании следует приводить подробные данные, конкретизируя вид груза. Необходимо перечислить все наименования, количество мест, вес брутто каждого наименования, а также общий вес брутто груза в контейнере. Кроме того, финская таможня при заполнении документов требует разделять экспортный и транзитный груз.
После того, как TIR заполнен, ко второму листу следует прикрепить электронный экземпляр TIR и СМR для финской таможни. Весь пакет документов для таможни передается водителю. Оставшаяся часть листа заполняется сотрудниками таможни после того, как контейнер будет опломбирован. После проведения данной процедуры отрывную часть листа изымают.