Данный документ предлагает установление общих трудовых функций и уровня квалификации для работников, задействованных в осуществлении перевозок указанными видами транспорта. Его действие распространяется, в частности, на водителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, контролеров технического состояния автотранспорта и городских наземных электрических видов транспорта, а также водителей автомобилей, перевозящих опасные грузы и пр.
Соответствующий профессиональный стандарт, утвержденный Минтрудом РФ, устанавливает уровень требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам профессии либо должности. Разработка профессиональных стандартов учитывает обобщенные трудовые функции и уровни квалификации, отмеченные в проекте данного документа. Работодатели проводят профотбор работников с необходимым уровнем компетенции, обеспечивающим безопасную эксплуатацию подвижного состава, привлекая их к выполнению обязанностей, имеющих отношение к движению транспортных средств.
В проекте приказа также определен порядок профессионального отбора, позволяющий назначать на должность водителей лица, имеющие, в том числе, национальное водительское удостоверение на право управления транспортом соответствующей категории, которое выдано в Российской Федерации; документ, подтверждающий, что водитель получил профессиональное обучение, дающее право управлять транспортным средством соответствующей категории. Кроме того, для профотбора необходимо наличие медицинской справки, являющейся допуском к управлению транспортом установленной формы, а также документов, которые подтверждают прохождение водителем обязательных предварительных либо периодических обследований и медосмотров. Еще одним из основных требований является подтверждение соответствия квалификации, определенного опыта работы, других профессиональных характеристик, которые применяются при конкретных видах перевозок.
В числе профессиональных и квалификационных требований к работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются автомобильными перевозками и перевозками с использованием городского наземного электрического транспорта, указан уровень профессионального образования, всех полученных знаний и умений, стажа работы по специальности. Они достигаются при прохождении обучения с помощью образовательных программ организаций, занимающихся соответствующей образовательной деятельностью. В зависимости от категорий транспортных средств, требования к водителям могут несколько варьироваться. Так, водителям транспорта категорий B и BE, помимо правил дорожного движения, основ российского законодательства по дорожному движению и перевозкам пассажиров и багажа, необходимо владеть основами обязательного страхования гражданской ответственности, применяемыми к владельцам транспортных средств. Они должны быть знакомы с основами безопасного управления транспортом, особенностями наблюдения за обстановкой на дорогах, способами контроля бокового интервала и безопасной дистанции; знать, в каком порядке осуществляется вызов спасателей и аварийных служб. Кроме того, они должны владеть основами обеспечения безопасности детей и других, не менее уязвимых участников движения, последствиями нарушения правил дорожного движения и методиками оказания первой помощи.
При профотборе на управление легковым такси, к примеру, учитывается общий водительский стаж, составляющий не менее 3 лет. Водители грузовых автомобилей, помимо вышеуказанных требований, должны владеть знаниями о назначении, устройстве, взаимодействии и принципе работы основных механизмов, деталей и приборов грузовика, включая грузовики с прицепами, полуприцепами и прицепами-роспусками; правилами и инструкциями по охране труда во время технического осмотра грузового автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами. Водители автобусов, помимо требований, предъявляемых к транспорту категорий B и BE, должны знать особенности норм законодательства в сфере осуществления регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок, уметь проводить проверку технического состояния автобуса перед выходом в рейс и возвращением из поездки, обеспечивать безопасность при посадке, высадке и перевозке пассажиров.
В порядке профотбора, указанном в проекте приказа Минтранса, описаны требования к диспетчерам автомобилей и городских наземных электрических видов транспорта, их профессиональным и квалификационным навыкам, контролерам технического состояния автотранспорта, специалистам, отвечающим за безопасность дорожного движения, а также к консультантам по вопросам, связанным с безопасными перевозками опасных грузов при помощи автомобильного транспорта.