Санкт-Петербург, наб. Обводного канала дом 138, офис 315

пн-пт 09:00-18:00

Чиновники и участники рынка перевозок не могут договориться о ценах

К основным направлениям деятельности компании МЛ-Транс относится доставка в РФ сборных партий грузов из европейских и азиатских стран с использованием автомобильного и морского транспорта.
В настоящее время идет оживленная дискуссия относительно предоставления сервиса в морских портах, в частности, попытки ФАС вернуть госрегулирование в сектор стивидорных услуг. По сообщению газеты «Коммерсантъ», правительство все чаще получает отзывы о проекте методики установления тарифов в портах, разработанной ФАС, от ведомств и отраслевых организаций.

Исторически сложилось, что оказание услуг было регулируемым процессом в морских портах, и тарифы ПРР (погрузочно-разгрузочные работы) вместе с тарифами по хранению грузов ФСТ устанавливала в валюте. В большей части портов в 2013 г. регулирование отменили, что стало началом полной либерализации сектора. Так, в марте месяце 2014 г. правительство подписало распоряжение об исключении операторов морских терминалов из реестра субъектов естественных монополий.

В прошлом году начался разворот, когда в октябре президентской комиссией по ТЭКу было выдвинуто требование о прекращении использования валюты в ходе внутренних расчетов в портах. Вице-премьер А. Дворкович поручил ФАС запросить у стивидорных компаний огромный объем документов, по рассмотрению которых был сделан вывод о кратном росте цен на услуги стивидоров со дня отмены регулирования. С этого момента начался процесс возбуждения антимонопольных дел против некоторых крупных стивидоров. В скором времени ФАС был опубликован проект методики по расчетам тарифов, согласно которому происходит регулирование предельной доходности стивидорного бизнеса, а также отменяются распоряжения о снятии регулирования в портах, выданные ранее ФСТ.

В Минэкономики предложили внести в данную методику положение, когда по регулируемым и нерегулируемым видам услуг будут учитываться доходы и расходы, что позволит перераспределять прибыль с нерегулируемых услуг в пользу снижения размеров тарифов. Мнения же стивидоров разделились: грузоотправителям, имеющим свои портовые мощности, госрегулирование кажется чрезмерным, тем же, у кого нет своих терминалов и портов, новая методика видится необходимой. Многим стивидорам кажется весьма сомнительным аргумент ФАС о стремительном росте тарифов, и они считают, что проведенный анализ базировался лишь на спорных, необоснованных тезисах, без учета специфики деятельности стивидорных компаний.

Есть мнение, что с принятием новой методики инвестиционная привлекательность портов и терминалов значительно снизится, а реализация намеченных планов по росту перевалки грузов едва ли осуществится. Во всяком случае, чтобы полностью не уничтожить портовую отрасль, ФАС должна приступить к доработке своей пока еще «кабальной» методики. На эти претензии ФАС отреагировала обещанием учесть поступившие предложения и уточнить спорные моменты методики.