Дата размещения:
Временные договоренности Польши и России
Польша и Россия ненадолго урегулировали конфликт, возникший по поводу трансграничного движения грузового автотранспорта и отсутствия разрешений с обеих сторон. Сторонам, которые встречались в конце прошлой недели на территории аэропорта Шереметьево, на этот раз удалось обменяться временными квотами на транзит, которые будут действовать до 15 апреля этого года. Также стороны договорились подписать протокол по грузовым перевозкам за неделю до истечения этого срока. Также российские власти не теряют надежды урегулировать подобный конфликт и с Украиной.
Польша и Россия обменялись временными дозволами на транзит из страны в страну в количестве по 20 тысяч штук для каждой стороны. Точнее, Россия предоставила Польше 10 тысяч двусторонних и 10 тысяч трехсторонних разрешений. По двусторонним разрешениям можно въезжать в Россию и осуществлять транзит, а по трехсторонним – доставлять в Россию грузы из третьих стран. Польская же сторона дала России 19,5 тысяч двусторонних дозволов и всего 500 штук трехсторонних.
Временные договоренности уже начали действовать. До 15 апреля стороны обязались проработать изменения в свои законодательства. Россия должна будет поработать над количеством документов, необходимыми для подтверждения вида перевозок, а Польша – в части снятия лимита на количество топлива в баках грузовиков при пересечении границы между РФ и ЕС. В министерстве инфраструктуры и строительства Польши говорят, что размер квот, которыми в итоге обменяются стороны, напрямую связан с отменой не устраивающих поляков российских законов.
Конфликт в части разрешений на автоперевозки между Польшей и Россией возник в конце декабря этого года, как раз накануне истечения сроков ранее выданных трехлетних квот. До 1 февраля – контрольной даты, стороны договориться не сумели, перевозки между странами прекратились. Удалось лишь договориться о возвращении водителей из рейсов по старым документам до 15 февраля. Стороны начали обвинять друг друга в срыве переговоров и неготовности идти на компромисс. Польша настаивала на отмене новых нормативных актов, которые Россия приняла в прошлом году, заявляя, что они дискриминируют польских перевозчиков и вытесняют их с российского рынка. По мнению России, новое законодательство закрыло лазейку, через которую недобросовестные польские перевозчики возят грузы из государств Еврозоны, выдавая их за польские, работая на основании менее дефицитных двусторонних дозволов, а не драгоценных трехсторонних.
Отсутствие прямого двустороннего сообщения вынудило перевозчиков обеих стран искать альтернативные маршруты через третьи страны, которыми стали Беларусь и Прибалтика. В результате это перегрузило белорусско-литовские погранпереходы, на терминале порта Клайпеда, который российские перевозчики стали использовать для переправы в Германию, собралось столько машин, что останавливали резервирование мест и фрахтовали новые паромы, снимая их с других маршрутов. Ситуация усугубилась еще и запретом на трансграничное движение грузового автотранспорта между Россией и Украиной. На данный момент с Украиной также договорились не препятствовать возврату грузовиков обеих стран домой, однако транзит друг для друга страны закрыли.