Дата размещения:
Верховный суд нашел баланс таможенной стоимости
Неделю назад во Владивостоке проходил юридический форум стран АТР, на котором выступил В. Лебедев, председатель Верховного суда, с призывом ко всем судам обеспечивать баланс прав всех участников экономических отношений.
На заявление Эллы Памфиловой, уполномоченного по правам человека, о «деградации», постигшей суды присяжных, Лебедев парировал утверждением, что проблема, связанная с расширением подсудности дел количеством заседателей, находится в законодательной плоскости, а не в судебной системе. Однако он признал, что судам иногда присущи ошибки при аресте предпринимателей по ходатайству следственных органов. Лебедев пояснил, что при определении баланса прав участников таможенных отношений суды склонны отдавать предпочтение именно защите прав предпринимателей. Так, в прошлом году арбитражные суды рассмотрели более 24 000 дел по разрешению таможенных споров, еще 22 000 дел были связаны с обжалованием нормативных актов органов ФТС. Требования заявителей в 80% случаев были удовлетворены. При этом ФТС лишь 523 раза обращалась в суды, чтобы взыскать недоимки с предпринимателей, а это очень красноречиво доказывает, что бизнесу предпочтительнее не нарушать требования таможенных органов и работать в полном согласии с ними.
Лебедев также рассказал о ряде случаев, когда при помощи необоснованных проверок и других мер ставятся препоны для работы и развития бизнеса. Он призвал к борьбе с необоснованным привлечением предпринимателей к уголовной ответственности и наказанию лиц, мешающих нормальной деятельности деловых структур и способствующих разрушению их бизнеса.
Судьи, участвующие в юридическом форуме государств АТР подвергли критике немотивированное увеличение таможенной стоимости на ввозимые товары. Чаще всего такие нарушения случаются при таможенной очистке импортных автошин и грузов из Китая. Они отметили, что 80% споров в судах таможенники проигрывают, хотя и оправдываются необходимостью пополнения государственного бюджета. Одной из причин проигрышей, по мнению судьи Завьяловой, является неустановленная достоверность стоимости товаров и существо самой сделки. Зачастую, например, когда таможенный орган корректирует таможенную стоимость, он исходит из всего количества лизинговых платежей на протяжении всего периода действия договора лизинга. Плательщик, при этом, предоставляет таможенную стоимость, опираясь на цену товара. В этом случае расхождение может составлять значительную сумму. Таможенный орган должен связывать определение таможенной стоимости не с контрактом и его условиями, а с ввозом того или иного товара, и адекватно отражать внешнюю оценку ввозимого товара. Такой подход очень важен во времена, когда Россия заключает множество договоров с новыми поставщиками, и, например, к контролю над доставками из Вьетнама в Россию, необходимо быть юридически готовыми. Судьи обратили внимание на качество работы таможенных органов, признавая его достаточно неутешительным и свидетельствующим о системных проблемах, связанных с применением таможенного законодательства государственными органами. Лебедев, меж тем, хвалил своих коллег, отмечая, что суды обеспечивают правовую определенность в таможенной сфере, они стараются устранить пробелы в законодательстве, развивать право и гарантировать эффективную защиту законных интересов и прав для субъектов предпринимательской деятельности. Председатель ВС намерен обратиться в Президиум ВС России, чтобы обсудить вопросы подготовки постановления Пленума о регулировании таможенных отношений на следующий год, считая это очень важной и глубокой темой. Представители Правового управления ФТС предложили судейскому корпусу обсуждение толкования законов, связанных с таможенными спорами. Они признали, что таможенные органы крайне обеспокоены судебной практикой, складывающейся в делах о занижении таможенной стоимости.
Таможенники, стараясь, с одной стороны, максимально соблюдать законодательство, с другой – должны взимать таможенные платежи и пополнять бюджет государства. Во времена, когда в результате взаимных санкций значительно сократились объемы доставки грузов в Россию из Англии, Америки, Канады, Норвегии и других стран, пополнять бюджет стало сложнее. Этот вопрос является основным аргументом, которым они хотят оправдать свои действия, когда принимают решение о занижении таможенной стоимости товаров. Таможенники стремятся быстрее разобраться со всеми тонкостями ТК ЕАЭС, содержащего свыше двух десятков международных соглашений, регламентирующих таможенные отношения, чтобы в будущем минимизировать ошибки в вопросах регулирования таможенных отношений.