Проблемы Транссиба

При нынешней динамике российско-китайский товарооборот в 2015 году может выйти на сумму 100 миллиардов долларов, а к 2020 году – на 200 миллиардов долларов. Такая динамика логична, так как санкционная война подтолкнула Кремль в объятия Пекина. Кажется, что от разворота на Восток выиграют российские транспортные операторы, и прежде всего РЖД. Однако проблема в том, что Транссиб – магистраль медленная и затратная, поэтому западные и восточные транспортные компании предпочитают другие маршруты по доставке грузов. Правительство оценивается ежегодный потенциал магистрали в 100 миллионов тонн, однако только при условии реконструкции дороги. Например, только на участке ЗабЖД Транссиба 28,3% искусственных сооружений являются дефектными, а 45,1% имеются значительные кривые участки. Также в России в нужных объемах не производят рельсовые плети с повышенным сроком службы, а вагоны-рельсосмазыватели по путям курсируют крайне плохо. Также на некоторых участках Транссиба вблизи путей постоянно выгуливают крупный рогатый скот, что вынуждает машинистов к экстренному торможению в случае выхода животных на пути. Также на многих участках магистрали процветает банальное воровство, когда с путей воруют даже рельсы. Такая ситуация на дороге отпугивает импортеров, так как перевозятся дорогостоящие грузы. Еще более удивляет низкая средняя скорость движения поездов на некоторых участках, где она может составлять 15 км/ч — 35 км/ч. Средняя скорость железнодорожной доставки грузов в России составляет 295 км в сутки, а вот в Китае – 1080 км в сутки. Средняя же цена транзитной доставки одного килограмма китайского ширпотреба в центр России обходится грузовладельцу в 5 долларов. Тем не менее, многие европейские импортеры интересуются Транссибом, например те, кто занимается доставкой и растаможкой из Франции в Китай и обратно. Некоторые из них даже предлагают заплатить лишнюю тысячу долларов за транзит одного контейнера по отношению к морским перевозкам. Однако они выдвигают условие, чтобы груз из Владивостока в Европу был доставлен в течение 10 дней. Но на самом деле контейнер из Китая в Москву по железной дороге может более 45 суток. При этом стоимость доставки одного 20 футового контейнера из Китая в Москву составляет 6300 долларов, 1850 из которых уходит только на доставку из Поднебесной до Владивостока. Поэтому все выбирают морские перевозки через Балтику и финские порты. В таком случае стоимость доставки одного 40 футового контейнера с оформлением для отправки в Россию составляет 3100-3200 долларов. Получается, что Россия не использует свой транзитный потенциал надлежащим образом. Однако есть известные сервисы по доставке контейнерных грузов по Транссибу за 7 суток, а новый сервис предлагает доставку за 6 суток, который на обратном пути везет грузы с доставкой из Польши в Россию, из Испании, Германии и Франции. Однако, по мнению экспертов, такие скоростные контейнерные составы заставляют остальные поезда отгонять на запасные пути, чтобы дать дорогу экспрессам. Это очень нарушает график движения основной части составов, создаются заторы на станциях, еще больше ухудшается ситуацию на Транссибе. По причине резкого падения российского рубля и падения цен на нефть на проекты по модернизации транзитных магистралей деньги выделяются очень тяжело. А ведь по подсчетам экспертов, наличие сухопутного 10-дневного транзитного пути из Китая в Европу с объемом 100 млн. тонн в год, может стать если не полной альтернативой нефтедолларам, то очень серьезной подпиткой бюджета страны. Сегодня можно смело заявить, что реконструкция Транссиба абсолютно необходима российской экономике.
Дата размещения: