Северо-Западные компании-перевозчики попали в трудное положение из-за сокращения импорта товаров и скачков на валютном рынке и подумывают о переориентации на внутренние линии, которые также являются сверхконкурентным рынком.
Всего в Северо-Западном округе около 2000 компаний, четверть из которых входит во всероссийскую Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Невзирая на такие объемы, сфера автомобильных перевозок погружается в глубокий кризис. По данным АСМАП, затраты международных логистических компаний возросли на 15-17%. Основной причиной являются валютные лизинговые договоры. Рублевая стоимость платежей по лизингу выросла из-за того, что весомая часть машин для международных перевозок импортируется. Поэтому многие перевозчики вынуждены вести переговоры о реструктуризации платежей по лизингу. В свою очередь лизинговые компании идут навстречу, т.к. разорения клиентов для них невыгодны. Компании получают предложения по увеличению сроков договора или переносу платежей на будущие периоды. Некоторые компании уже пользуются новыми правилами, однако отдельные предприятия не могут платить вовремя даже по реструктурированным договорам.
Естественно, обновление автопарка замедлилось из-за снижения обращений клиентов за лизинговыми договорами. Этому способствовал и рост ставок по лизингу на 6-8%, произошедший в конце прошлого года. При этом около пятой части автопарка Северо-Западного округа требует обновления (около 800 машин, по $100 тыс. каждая). Но это еще не все. С 1 июля 2015 года заканчивается переходный период по отмене федерального постановления, которое позволяло не платить таможенные пошлины при закупке за границей грузовиков, предназначенных для международных перевозок. Это говорит о том, что собственникам 400 машин, находящихся на временном ввозе, нужно будет оплатить пошлину. Владельцы машин были в курсе данного постановления, однако, из-за скачка доллара, расходы на оплату пошлины увеличатся в разы.
В условиях роста затратной части компаний-перевозчиков уменьшается их прибыль. Так, за 2014 год общее снижение международных грузоперевозок по СЗФО составило 12%, а за первые два месяца 2015 года снижение достигло 30%. Этому поспособствовало несколько причин: с одной стороны – это санкции и эмбарго, с другой – транспортировка грузов морем до Усть-Луги.
Увеличение грузопотока из стран таможенного союза не слишком помогает Северо-Западным перевозчикам. По словам замглавы Северо-Западного филиала АСМАП Константина Шаршакова, российские грузоперевозчики проигрывают в ценовой конкуренции белорусам и казахам, у которых НДС составляет 12-14%, тогда как в России — 18%.
У компаний все же остается возможность переориентироваться на обслуживание российских морских портов. Машины уже начали возить грузы из российских портов в Казахстан.
Эксперты считают, что сотрудничество с экспедиторами также влечет за собой увеличение расходной части компаний, т.к. экспедиторы очень оперативно меняют ставки по договорам в зависимости от курса. Однако довольно часто перевозчики занимаются и экспедиторским бизнесом тоже, поэтому говорить о давлении экспедиторов на весь рынок нельзя.
Тенденция показывает, что многопрофильные компании принудительно сокращают объемы работ по направлению перевозок и развивают другие сферы, например пассажирские перевозки, таможенные услуги и т.п.
В перспективе компании будут переориентироваться на внутренние направления, в случае, если объем импорта продолжит снижаться.
Не стоит забывать о том, что на внутреннем рынке конкуренция крайне высока, а предложение давно превышает спрос. В связи с этим, на конференции АСМАП в Петербурге обсуждался вопрос о лицензировании сертификации внутренних грузовых автоперевозок по аналогии с международными, что позволило бы повысить качество и безопасность перевозок, а также создать одинаковые условия для всех участников рынка.