Дата размещения:
Новости в перевозке транзитных грузов
В ВЭД-сообществе полтора с лишним года ведется полемика относительно процедуры МДП и обеспечения таможенного транзита грузов компанией «СК Арсеналъ» в рамках дополнений к договору поручительства.
Сторонники и противники книжек МДП обсуждают «политические» аспекты и ищут правых и виновных, отвлекаясь от самой сути новых технологий, их профессиональной оценки, осознания целесообразности их применения для решения конкретно поставленных задач. Конечно же, «политический» акцент на ровном месте возникнуть не мог, так как административный метод, с помощью которого технология выводилась на рынок, создал благоприятную почву для эмоционального обсуждения. Федеральная таможенная служба совместно с «СК Арсеналъ» основательно готовила процесс запуска новой технологии, хотя ее пришлось смещать по срокам и вводить поэтапно, что проходило параллельно с применением процедуры МДП, от которой ни таможни, ни пропускные пункты во многих местах и не собирались отказываться. ФТС провела беспрецедентную акцию – решилась на эксперимент, когда добросовестных международных автоперевозчиков, соблюдающих конечный, исчерпывающий список требований, освобождали от обеспечительных мер при таможенном транзите, независимо от того, каково расстояние до таможни назначения и каков размер таможенных платежей. Трудно подсчитать сэкономленные перевозчиками средства в ходе эксперимента, но все же сумма во много раз превосходит все те льготы, которые за все время были предоставлены перевозчикам ассоциацией.
Относительно процедуры МДП, никаких запретов на ее применение нет, многие перевозчики продолжают активно ею пользоваться, что подтверждают не только объемы реализации самих книжек, но и резонанс, возникший после решения комиссии ФТС прекратить допуск свыше сорока транспортным компаниям к прохождению процедуры МДП. А вот с поручительством по обязательствам при таможенном транзите можно разобраться подробнее. Дело в том, что процедура не нова, являясь абсолютной копией европейской процедуры Т-1, которую российские перевозчики лучше помнят под названием «Северный паспорт». Еще в феврале 2012 года Федеральной таможенной службой был подготовлен и введен в силу приказ №245 о том, каков порядок действий должностных лиц ТО, работающих с поручительством по обязательствам при таможенном транзите. Этим документом в практическую сферу деятельности таможенных органов вводились информационные технологии, позволяющие представлять сведения для таможенного оформления грузов в электронном виде. Иными словами, личную таможенную печать сменила электронно-цифровая подпись. Настало время внедрения мощного программно-аппаратного комплекса, гармонизированного с такими же средствами таможенных служб ТС и ФТС, который и был разработан «СК Арсеналъ», инвестировавший в технологию немалые средства.
Оформление таможенного транзита в «СК Арсеналъ» не требует обязательного членства в ассоциации и выплаты внушительных вступительных и членских взносов (1/4 млн. рублей и 30 тыс. рублей соответственно). Не следует забывать, что являться членом АСМАП и быть допущенным к процедуре МДП – абсолютно разные вещи, поскольку допуск предоставляется Федеральной таможенной службой – уполномоченным государственным органом. Если таможенный транзит оформляется по договору поручительства, нет необходимости в заблаговременном приобретении, получении, надлежащем хранении и сдаче книжки МДП. Если он оформляется без книжки МДП, отпадает вопрос о лимитированном количестве книжек, которые может получить та или иная организация, о соблюдении сроков действия книжек. Кроме того, отпадает опасность утери книжки, ошибок во время оформления этого бумажного документа, когда велико влияние пресловутого «человеческого фактора». Таможенный транзит, оформленный в электронном виде, дает возможность безболезненного внесения изменений при необходимости, не ограничиваясь в характере перемещаемого товара и сумме обеспечения. Осуществить процедуру обеспечения можно из любого офиса с доступом в Интернет. Часть работы можно взять на себя, а другую часть отдать на аутсорсинг, определившись с объемом приобретаемых услуг. Описываемая процедура исключает всевозможные контакты с представителями различных коммерческих структур во время пограничного перехода, а это значит – отсутствуют дополнительные затраты. К прямым экономическим преимуществам можно отнести оплату за осуществленную перевозку, а не как в случае процедуры МДП – по предоплате, в момент покупки книжки. Конечно, если перевозчикам выгоднее в некоторых случаях использование процедуры МДП, например, при перемещении сборных грузов, они вправе пользоваться всеми ее преимуществами.