Дата размещения:
Недостатки в работе системы «Платон».
В ответ на массовые протесты дальнобойщиков относительно внедрения системы «Платон», депутаты Госдумы от КПРФ направили жалобу на рассмотрение Конституционного суда. От представителей органов власти в КС уже поступило обещание о смягчении правил.
По сообщению Минэкономики, для прогнозов Минтранса о последствиях нововведений необходимы корректировки. Проведенные ведомством исследования, ставшие основой для вызвавшего спор постановления правительства, содержат в себе, помимо ошибок, еще и ряд неточностей и противоречий. Так, депутатами от КПРФ оспариваются не только положения закона относительно автомобильных дорог и дорожной деятельности на территории Российской Федерации, но и КоАП, а также правительственное постановление о взимании платы за причинение ущерба федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда. По мнению депутатов, плата, по сути, представляет собой налог, который не только экономически не оправдан, но и основан, вопреки Конституции, на правительственном постановлении, а не на законе. В административных санкциях они усматривают серьезное препятствие для свободного перемещения товаров по российской территории.
Однако в органах власти к этой спецплате не относятся как к налогу, хотя и отмечают наличие «слабых мест», которые можно проверить в КС. Представители Минюста высказывают мнение, что при наличии определенных условий Конституция не мешает установлению ставок «обязательных фискальных платежей» со стороны правительства. Здесь, безусловно, необходимо учитывать позицию КС о том, что законодателям нельзя произвольно принимать решения об «элементах сборообложения», которые устанавливаются законом, и о полномочиях, которые можно делегировать правительству. В подтверждение бизнес-омбудсмен Титов представил наличие неопределенности в оспоренных нормах, запрещенной Конституцией, когда в целях оплаты отсутствует соответствие Гражданскому кодексу, предусматривающему возмещение вреда лишь в случае противоправных действий. Омбудсмен пояснил, что взимание платы распространяется лишь на «амортизацию дороги при правомерных действиях», и отметил, что данная проблема имеет отношение к 800-900 тысячам транспортных средств, находящихся в собственности у 44 000 юридических лиц, включая 38 600 предпринимателей, осуществляющих индивидуальную деятельность. Учитывая, что рентабельность подобных предприятий составляет не более 10%, а многие из них еще и убыточны, то с установлением платы сразу вырастут потребительские цены и снизится количество заказов на транспортные услуги.
В Минтрансе же утверждают, что нововведения не будут критичными для рентабельности, и ее падение окажется лишь на уровне 0,5-1,1%, не более. Минэкономики требует, чтобы Минтранс скорректировал свои прогнозы, отмечая, что рост нагрузки на участников рынка достигнет 50 млрд. рублей, вызвав всплеск цен как минимум на 5%, и добавляет, что в корректировке нуждается еще и порядок определения размера спецплаты, а в совершенствовании – механизм внесения платежей.
В Торгово-промышленной палате обращают внимание на автоматическое попадание транспортного средства сразу под действие двух постановлений, включая принятое в 2009 году постановление относительно оплаты тяжеловесных грузов: взимание спецплаты независимо от перевозимого груза и оплату перемещаемого груза с превышением допустимой массы.
Независимо от мнения и действий чиновников, пикетчики продолжают свои протесты, заявляя, что «Платон» вместе с системой новых поборов уничтожают малый бизнес. Уже за пять дней работы государственной системой сборов платы с большегрузов собрано 191 млн. рублей. Эти деньги перечисляются непосредственно Федеральному дорожному фонду, а сервисную функцию выполняет РТ-Инвест Транспортные системы.
Многие специалисты уверены, что вместо жесткого управления настала пора применения средств регулирования, как это делается в цивилизованных европейских странах. Сложные экономические обстоятельства в стране не должны оправдывать нерациональный подход к проблеме, которую можно решить, например, сделав отдельные дороги для передвижения грузового транспорта, и отдельно – для легковых автомобилей, повышая при этом пропускную способность и снижая нагрузку транспортного полотна.