По сообщению генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадия Бессонова, за прошлый год за счет увеличения маршрутной скорости движения составов удалось сократить транзитное время перевозок до 11-13 суток. Помимо повышения скорости ускорению в рамках проекта КСТП «электронный поезд» способствовало внедрение электронного документооборота и оптимизация прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска.
В рамках еще одного проекта КСТП под названием «охранный поезд» также внедряется сквозная технология обеспечения сохранности товаров, перевозимых в составе контейнерных поездов на всем пути следования. Но участники рынка считают данные проекты недостаточными для усиления конкурентного преимущества железнодорожного транспорта. Они уверенны, что необходима модернизация инфраструктуры ж/д сети и упрощение системы технологических операций и оказываемых логистических услуг.
Контейнерные перевозки считаются популярным видом железнодорожных перевозок, так как дают возможность перемещать крупные партии грузов с гарантией сохранности и безопасности. Сам контейнер является идеальной тарой для транспортировки товаров, позволяющей осуществлять транспортировку любым видом транспорта, включая железнодорожные платформы. На движение контейнерных поездов по территории России влияет множество факторов, к тому же классификация контейнерных составов достаточно сложна.
Сам Бессонов сегодня заявляет об отсутствии реального роста грузопотоков, несмотря на то, что количество контейнерных поездов на маршрутах Китай-Европа растет. Основная доля контейнерных грузов перевозится другими видами транспорта, зачастую по ж/д сети транспортируются порожние контейнеры, что, по его мнению, можно назвать вынужденной мерой, оправданной обеспечением норматива по длине состава в 71 вагон. Весовые нормы и длину грузовых составов при этом необходимо координировать с сопредельными с Россией государствами, менее установленных на советских железных дорогах.
Общемировые показатели динамики роста железнодорожных контейнерных перевозок стабильно демонстрируют ежегодный рост на уровне 8%. В прошлые годы данный показатель в Российской Федерации достигал 20%-го годового прироста. Однако в целом, это лишь 5% от общего объема российских железнодорожных перевозок. Это объясняется спецификой российской экономики, которая основана на сырьевом экспорте, перевозки которого в контейнерах не осуществляются. Поэтому эксперты обращают внимание государства на необходимости использования географического положения РФ для повышения транспортного и транзитного потенциала страны. А для этого необходимо развитие терминальной инфраструктуры, восполнения постоянного дефицита подвижного состава, улучшения качества самих контейнеров и оснащения ряда контейнерных терминалов дополнительным подъемным оборудованием, упрощением прохождения таможенных процедур.