ФАС не видит нарушений в росте тарифов стивидоров

Управление ФАС по Санкт-Петербургу после инспекции в Большом порту СПб не нашло нарушений в повышении тарифов на услуги стивидорных операторов, которые там работают. Проверка проводилась по причине полученной жалобы о том, что в конце 2013 года компании «Первый контейнерный терминал» и «Петролеспорт» необоснованно подняли тарифы на свои услуги, а также сократили сроки бесплатного хранения контейнеров в порту с пяти до четырех дней.

Ранее компания Global Ports – ведущий российский оператор контейнерных терминалов, к имеющемуся «Петролеспорту» купила еще «Национальную контейнерную компанию» вместе с принадлежащей ей ЗАО «Первый контейнерный терминал», еще более усилив свои позиции на рынке перевалки контейнеров.

Тарифы на оказание услуг стивидорными компаниями по выгрузке и погрузке, хранению грузов, предоставлению причалов раньше устанавливались Федеральной службой по тарифам, но в 2013 году в качестве эксперимента был решено цены отпустить. Более тарифное регулирование со стороны государства к портам не применялось. Их обязали ежеквартально представлять в ФСТ России информацию о текущих ценах. Участники ВЭД видят в этом шаге монополизацию контейнерного бизнеса и уверенны, что такое решение было инициировано стивидорами. Такое положение вещей делает доставку грузов из Германии в Санкт-Петербург для некоторых импортеров невыгодной, и они либо ожидают перемен, либо ищут альтернативные пути поставок.

В результате проведенной проверки комиссия УФАС сделала вывод, что рост цен на стивидорные услуги в порту обусловлен инфляцией, 5% увеличением цены на аренду причалов, а также почти 24% ростом тарифов на электроэнергию. Там решили, что повышение цен на 11-14% в ПЛП и ПКТ носит объективный характер и не попадает под понятие «монопольно высокая цена товара».

Не обнаружили антимонопольщики каких-либо нарушений и в сокращении сроков на бесплатное хранение грузов в порту. Балтийской таможней в конце 2013 и начале 2014 годов в морском порту Большой порт Санкт-Петербург был проведен мониторинг сроков нахождения контейнеров. Таможенники пришли к выводу, что если сроки и сократились, то это связано с сокращением времени проведения таможенных операций. УФАС приняло данные Балтийской таможни и не стало углубляться в проблему.

Подобную жалобу от ООО «Магистральстройсервис» на завышенные тарифы ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» также не удовлетворили в УФАС. Участники ВЭД не удивлены этому, так как федеральное ФАС само дало разрешение на создание монополиста, поэтому региональное ведомство не решилось ставить под сомнение решение руководства. В то же время участники отмечают 20% повышение тарифов на стивидорные услуги в Большом порту СПб только в наступившем году. Если учитывать факт, что ставки стивидоров выставлены в долларах США, то нынешняя инфляция еще более усугубляет и без того сложное положение импортеров и экспортеров. Эксперты не видят возможностей бороться с монополистами и советуют подождать, пока конкуренция расставит все по своим местам.

 

Дата размещения: